
Вспоминаю аналогичную поездку во времена моего детства – тогда мы прокляли все, особенно двухполосную дорогу с ужасным покрытием. Ехали дня четыре, наверное, если не больше. Чтобы спать, брали палатку, которую разбивали по дороге.
Жуть, в общем, хотя и романтика.

Сейчас по М4 «Дон» от Москвы до крайнего юга 1542 км в целом приличного автобана (до Воронежа 4-х полосная дорога), далее трехполосная. Везде почти есть разделители и отбойники, установлено освещение, отличное дорожное полотно, которое радует.

Примерно через каждые 25 км –зона отдыха, где можно остановиться, перекусить, заправиться, сходить в туалет и просто размяться.

Особенно классно ее сделали на 720 км, там даже детская площадка есть и супермаркет.


Единственный минус – это так называемый район Лосево (Павловский район Воронежской области, участок до с. Лосево направление «юг», примерно 15-20 км, от меловых гор и моста через Битюг, и участок от Павловска до Лосева, особенно напряженный от поворота на Березки, направление «север»)). Его можно проезжать только ранним утром или глубокой ночью, да и то, как еще повезет проскочить. Пробки жуткие, особенно в выходные, объезды долгие и качество объездов отвратительное.

Более-менее приемлемый вариант через Анну, но получается крюк почти в 100 км. Сейчас «Автодор» активно строит объезд этого и еще нескольких населенных пунктов, пообещали даже ускориться примерно на год: новую дорогу сдадут уже в следующем году. В итоге это решит проблему и уберет с М4 один из самых напряженных на сегодня участков.

Пока же рекомендую всем проезжающим запастись терпением и, если яндекс.пробки показывает затруднение движения, сразу уходить в обход. Внедорожникам полегче — они могут по полям пройти.

Еще один важный совет – покупайте транспондер. Он реально экономит много времени на платных участках, потому что в час пик там скапливаются тоже пробки. С транспондером можно проехать быстро и без проблем, полосы для движения по транспондеру обозначены специальными знаками.

Кстати, информация для «зайцев»: на некоторых пунктах оплаты уже установлены светофоры, а на некоторых только планируют установить, так что проезд «прицепом» за впереди идущим автомобилем может быть расценен как проезд на красный, камера зафиксирует нарушение, и не стоит потом удивляться пришедшему «письму счастья» на тысячу рублей штрафа.


Стоит ли отправляться на машине на юг? Почему бы и нет? Из окна автомобиля страна видится совершенно иной, чем из иллюминатора самолета. Стоит попробовать!